Монография посвящена специфическим судам - плавучим домам Нидерландов, их архитектуре, дизайну, конструкции, устройству и оборудованию. Является первой значительной отечественной публикацией на данную тему. Книга рассчитана как на специалистов занятых проектированием, строительством и эксплуатацией малотоннажных судов, так и на широкий круг читателей интересующихся судостроением и судоходством. Она может также представлять интерес для студентов кора-блестроительной специальности.
Рис.1 Вид на канал с плавучими домами.
Каналы и реки - украшение городов Нидерландов. Гуляя по их берегам, невольно любуешься судами на водной глади. Катера, лодки, яхты, пасса-жирские теплоходы, паромы, баржи, чего тут только нет. Однако, среди этого разнообразия особое внимание привлекают так называемые «плавучие дома» (рис.1). Их дизайн столь же разнообразен, сколь и их конструкция. Порой, это традиционные для Голландии тьялк (рис. 2) или эверс с полным комплектом рангоута и такелажа, иногда гламурная яхта или бывший трудяга сухогруз (рис. 3). Многие же представляют собой «хозблок на понтоне» (рис. 4). Хотя встречаются и настоящие «плавучие коттеджи» (рис. 5).
Плавучие дома встречаются во многих странах. Особенно часто в Китае и в странах Юго-Восточной Азии. Но, вряд ли где, кроме Нидерландов можно найти такое их разнообразие. Причём разнообразие не просто стилей и конструкций, а и самих подходов к такому инженерному сооружению и культурному явлению, как «плавучий дом».
Существовали и существуют: плавучие заводы, плавучие магазины, плавучие склады, плавучие музеи, плавучие церкви, плавучие гостиницы, общежития и казармы, плавучие дачи, истории известны даже плавучие тюрьмы. Однако, плавучий дом - это что-то особое.
Рис.2 Плавучий дом на основе тьялка.
Вообще, что такое «плавучий дом»? Давайте разберёмся, что можно и должно подразумевать под этим термином. Ведь любой корабль, любое судно - дом для экипажа, пассажиров. Да, человек работающий, или путешествующий на судне воспринимает его как своё место обитания, свой дом, но, всё-таки, дом временный. Мы привыкли, что, как правило, у человека есть жилище на берегу. И это жилище - дом или квартира в доме.
Здесь же многое иначе.
Во-первых: плавучий дом потому и является именно настоящим домом, поскольку в нём, в отличие от транспортного, промыслового или прогулочною судна живут постоянно.
Во-вторых: в отличие от других судов, плавучий дом, за редким исключением, никуда не идёт, не перемещается, представляя собой то, что на флоте принято называть стоечным судном. Большую часть своего существования он проводит в одном месте, и это также роднит его с домом, неподвижно поящим на берегу.
Рис.3 Плавучий дом на базе речного сухогруза.
Наконец, в третьих: обитатели таких домов вовсе не обязательно моряки, речники или любители путешествий. У них могут быть как флотские, так и вполне береговые, сухопутные профессии. И таких, последних - большинство.
Однако, являясь фактически судном, плавучий дом, безусловно, накладывает существенный отпечаток на быт и характер своих обитателей, независимо от рода их занятий, превращая подчас сугубо сухопутных людей в полнокровных членов флотского сообщества.
Да, плавучие дома, как уже говорилось выше, встречаются и у других народов, однако голландский в их ряду стоит особняком. Почему? Дело в том, что в большинстве стран проживание в плавучем доме явление вынуж-денное, часто это удел малоимущих, маргинальных слоев населения. Соответственно скопив денег, разбогатев, человек стремится обзавестись «нормальным» домом, на прочном береговом фундаменте.
В Нидерландах всё иначе. Здесь жизнь в плавучем доме ведут люди состоятельные и состоявшиеся, а сам он не только предмет гордости владельца, но и объект самовыражения, отражение внутреннего мира человека. Не случайно, сегодня в Нидерландах есть люди, которые продают квартиру или дом для того, чтобы поселиться на воде.
Рис.4 Плавучий дом на понтоне.
Возможно, плавучий дом, жизнь на воде - одно из наиболее ярких проявлений специфического характера голландцев, загадочной нации, сочетающей в себе любовь к анархической свободе, порой ведущей к саморазрушению, со способностью к аскетическому самоограничению при фантастической трудоспособности. Нации, умеющей создавать шедевры живописи и архитектуры, используя минимум цвета и формы. Людей упрямых и расчётливых, но притом доброжелательных. Людей, у которых чувство прекрасного и стремление к комфорту уживаются с презрением к роскоши.
Хотя, учитывая специфику Голландии, с учётом географии и климата, жизнь в плавучем доме имеет свои существенные преимущества.
Обычный «береговой» дом ставится здесь на сваях, которые приходится забивать в болотистый грунт на глубину 6-8 м, а иногда и 20 м. Однако и это не гарантирует беспечной жизни, о чём свидетельствует множество покосившихся домов. В некоторых случаях ситуация не подлежит исправлению, дом приходится разбирать и отстраивать заново.
Рис.5 Плавучий дом - двухуровневый коттедж на понтоне.
Нельзя сбрасывать со счетов и угрозу такого бедствия как наводнение. А надо отметить, что, несмотря на развитую систему дамб и осушительных каналов, она существует и сегодня. Получить же представление о том, что такое наводнение в Голландии позволяет картина «Потоп в день святой Елизаветы», хранящаяся в Рейксмузеуме Амстердама, напоминающая о катастрофическом наводнении 1421 года, когда около 20 деревень были смыты водой.
От всего этого избавлен плавучий дом, который, что явствует из его на-звания всегда на плаву и всегда может быть соответствующим образом от- кренен и удифферентован так, что его полы, а правильнее сказать палубы будут горизонтальны.
Кроме этого плавучий дом имеет отдельные, только ему присущие пре-имущества. Главное из них - мобильность. Если человеку нужно сменить место работы или учёбы, ему не потребуется заниматься обменом или продажей или покупкой жилья. Достаточно просто перегнать свой дом в нужном направлении.Благо каналы и реки густой сетью покрывают практически всю территорию королевства. Поэтому, достаточно нанять буксир (рис. 6). Или завести мотор и в путь. Дело в том, что многие плавучие дома - это полноценные самоходные суда, оснащённые всем необходимым (двигатель, движитель, рулевое устройство и т.д.) для самостоятельного плавания. Поэтому порой с помощью плавучего дома решается и такой вопрос, как отдых на природе.
Рис.6 Буксир.
Плавучий дом позволяет решить и проблему хранения личного транс-порта, а таковым здесь являются велосипед и лодка. В Нидерландах, называемых в шутку «велосипедным королевством» масса велосипедных стоянок. Они повсюду. Но человеческая натура слаба даже в условиях европейского достатка, а потому велосипеды крадут. Крадут, прежде всего, со стоянок, расположенных обычно через дорогу, напротив дома. Крадут, несмотря на наличие самых современных замков. Поэтому, хранить велосипед на борту судна-дома несколько надёжнее.
А под бортом ошвартована лодка (рис. 7) - ещё один из непременных атрибутов и символов здешней жизни. Поскольку же голландская лодка яв¬ление не менее уникальное, чем плавучий дом, да и никакой голландский плавучий дом просто немыслим без лодки под бортом, ниже ей будет посвящена отдельная глава.
Возможно, желание жить в плавучих домах обусловлено также стрем-лением голландцев к «горизонтальной жизни», из-за утомлённости жизнью «вертикальной». Чтобы убедиться в реальности такой причины достаточно, хотя бы беглого ознакомления с голландским традиционным жилищем.
Обычно это 2-х, 3-х этажный дом в 2-3 окна. Узкий и вытянутый вверх. Лестницы в нём узки и круты, как судовые трапы. По таким особо не побегаешь. Поэтому и велосипеды здесь хранят не дома, а на улице. Не случайно все старые дома в Нидерландах оборудованы мощной балкой под крышей (чуть ниже конька), с помощью которой в дом (через широкие и высокие окна) поднимается мебель и крупногабаритная бытовая техника.
А вот на плавучих домах помещения распределены по горизонтали и расположены, как правило, на одном, максимум двух уровнях (палубах).
Рис.7 Лодка.
Кроме вышеперечисленного, нужно отметить ещё один фактор - тра-дицию. В Нидерландах и в прошлом многие люди жили на воде. Прежде всего, это владельцы небольших речных и каботажных судов, от рождения до смерти, ютившиеся в их каютах вместе со всеми своими домочадцами, которые зачастую и составляли экипаж. Такой вот семейный бизнес. Поэтому здесь в Голландии для многих это ещё и возвращение к корням, истокам.
Не следует также забывать и то, что яхта, как судно для отдыха на воде, впервые появилась тоже в Голландии, а уже потом распространилась по другим странам.
Сегодня плавучий дом не является уделом какого-то одного сословия или социальной группы. Существуют плавучие дома на семью из двух - трёх че¬ловек, есть предназначенные на 4-6, а есть и того больше, которые помимо большого семейства могут принять и немалое число гостей. Есть ориентированные на богатых, а есть и те в которых живут люди с весьма скромными доходами. Общая площадь самых маленьких составляет от 18 до 40 м2, тех, что побольше - от 50 до 140 м2, ну, а действительно больших - от 300 м2 и более.
Таким образом, нидерландский плавучий дом представляет собой совершенно самостоятельное, уникальное явление, обусловленное природой страны, национальным характером, культурой её жителей, судостроительными традициями. Явление, заслуживающее специального исследования и отдельной книги.